Понятно, что при цене 50 долларов за баррель у нас одно количество рентабельной нефти, а при 150 долларах – другое.
Спрос на нефть, вопреки негативным прогнозам, в XXI веке продолжит расти. Несмотря на ожидаемое снижение доли углеводородов в мировом энергобалансе к 2040 году, физический объем потребления нефти сильно увеличится (изменение баланса произойдет за счет перераспределения источников энергии). Это говорит о том, что России, как и остальным крупнейшим производителям черного золота, придется добывать больше.
Чтобы просто сохранить нынешний объем добычи, нужно нарастить его на новых месторождениях. 45% добываемой сегодня нефти к 2040 году добываться не будет. Значит, 45% надо добывать на новых месторождениях.
Глобальный дефицит нефти заставит Запад забыть о санкциях против России в части технологий добычи нефти и освоения новых залежей. РФ – единственная страна в мире, превентивно начавшая разрабатывать новые крупные месторождения (восточносибирский «Восток Ойл»). Москва играет на опережение, понимая, что кажущиеся нерентабельными месторождения скоро будут окупать себя и приносить большую прибыль.
Будет дефицит нефти, она будет дорожать – соответственно, месторождения, которые сегодня разрабатывать нерентабельно – скажем, под Карским морем на северном шельфе – станут рентабельными. У нас нет каких-то технологий? Значит, будут, потому что эта нефть всем будет нужна. Завтра выиграет тот, кто сегодня осваивает новые месторождения.