Как только ни издевались над бывшим президентом и действующим премьером всея Руси. И «Лжедмитрий», и «Нанотольевич», и «Айпад», и даже «Симеон Бекбулатович» — по имени касимовского хана, шутовским образом на 11 месяцев посаженного на престол Иваном Грозным. А когда его пресс-секретарь заявила, что недопустимо звать Председателя Правительства РФ Димоном, в Рунете началось нечто невообразимое... Через несколько мучительных недель премьеру пришлось отказаться от любимого айпада в пользу блокнота, а затем и разрешить называть себя Димоном (пока, правда, только в Сети).
Попробуем понять, что случилось. За что заклевали человека? Ведь что ни говори, а на фоне других «эффективных менеджеров» он отнюдь не самый ужасный.
Раскрутка Медведева как федерального политика началась в ноябре 2005 года, когда специально для него восстановили пост первого вице-премьера. Об успехе курируемых им и забытых ныне «национальных проектов» — «здоровье», «образование», «развитие АПК» и «доступное жилье» - можно судить по нынешнему состоянию этих сфер. Но Медведев не стесняется публично гордиться даже самым провальным из них, который в силу нежелания власти ограничивать произвол монополий увеличил не столько предложение жилья, сколько цены на него, и был прозван народом «недоступное жилье».
Затем он торжественное провозгласил новые приоритеты власти — также забытые «пять И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции и лишь потом, что характерно, интеллект. Поигравшись с этими лозунгами (реальное отношение к интеллекту выражает заявление о том, что студенты должны подрабатывать), Медведев провозгласил развитие нанотехнологий и «Сколково», ставшее не только девелоперски-спекулятивным, но и, судя по претензиям правоохранительных органов, криминальным проектом. Так, член попечительского совета бизнес-школы «Сколково» инвестбанкир Гупта после гомерических вознаграждений в России получил в США два года тюрьмы.
Когда и «Сколково» не заладилось (дорога к нему, по признанию самого Медведева, за полтора года пришла в негодность), наш герой возгласил о борьбе с коррупцией — и принял от «резидентов Комеди Клаб» айпад, демонстративно нарушив свой же запрет чиновникам принимать подарки дороже 3 тыс. руб. А став премьером, создал «открытое правительство» во главе с «эффективным менеджером» Абызовым, ставшим миллиардером на чубайсовской реформе электроэнергетики.
Таким образом, политическая стратегия Медведева напоминает хлестаковскую: бросить оглушающий лозунг, затеять что-то новое и, «замутив движуху», вовремя соскочить и заняться следующим, тоже обреченным на забвение проектом. Но еще интереснее стратегии отдельные меры, предпринимаемые премьером в связи с частными проблемами.