
«Сланцевая революция» ставит жирный крест на дремотной маниловщине «энергетической сверхдержавы».
Идею дезавуировала очевидная стратегическая лживость: сверхдержава может быть лишь передовой, то есть технологической, а не энергетической. А тотальная коррупция не совместима не то, что со сверхдержавой, но даже с суверенитетом. Воровство - простое занятие и ведет потому к падению не только морали, но и интеллекта.
Но «сланцевая революция» подвела черту. Ее роль не видят из-за того, что она преобразовала не столько бурение или геофизику, сколько обработку данных, — а в России в жерновах либеральных реформ уцелели в основном специалисты докомпьютерной эпохи. Отсутствие же конкуренции делает получение новых знаний ненужным.
Действительно, «в обозримом будущем», как указывает руководство Минэкономразвития, сланцевый бум не повлияет. Все дело в критериях «обозримости»: после 2016 года достройка экспортных терминалов и танкеров, по оценкам, снизит экспортные цены «Газпрома» не менее чем в полтора раза, и это без учета почти неизбежного к 2018 году срыва в глобальную депрессию!
Воровать станет нечего и не у кого, и это разрушит неформальный «гражданский договор». Старая идеология грабежа советского наследия и легализации разворованного в фешенебельных странах умирает, причем вместе с некоторыми из этих стран, не выживающих в глобальном кризисе.
На повестке дня - вопрос о новой идеологии нового правящего класса, которая придет взамен идеологии воровства. Эта идеология будет прямым следствием главного дела общества.
Потому, если ключом к современной России является воровство элит, кощунственно возведенное (подобно демократии на Западе) в ранг почти религии, ключ к нашему будущему прост и прозаичен: модернизация инфраструктуры.
Здесь нет выбора: от грядущего можно увернуться лишь в могилу.
Читать полностью: